В эпоху индустриализации Советский Союз привлекал иностранных специалистов со всего мира. Одним из них стал 24-летний чернокожий американец Роберт Робинсон, приехавший летом 1930 года с завода Форда на только что построенный Сталинградский тракторный – работать и обучать советских рабочих. СССР тогда предлагал зарплату вдвое больше, чем всё, на что можно было рассчитывать в охваченной Великой депрессией Америке.
За свой ударный труд и инновационные достижения товарищ Робинсон – беспартийный чернокожий американский гражданин и глубоко верующий человек – в 1934 году был избран депутатом Моссовета, не зная, чем это для него обернется. Разделив судьбу миллионов рабочих СССР, Роберт Робинсон пережил сталинские чистки, Великую Отечественную войну и эвакуацию вместе с заводом, вездесущий надзор КГБ и болванизирующий прессинг кремлевской пропаганды, неоднократно использовавшей его в своих целях. Он в полной мере хлебнул прелестей советской действительности, в том числе «несуществующего» в Советском Союзе бытового расизма.
Вырваться из СССР Робинсону удалось лишь 44 года спустя – в 1974 г., в возрасте 67 лет. Сотрудники посольства Уганды помогли ему покинуть Москву.
Из Роберта Робинсона так и не смогли сделать ни коммуниста, ни советского человека: мешала твердая вера в Бога, она же помогла ему остаться отстраненным, трезвым, пусть иногда и наивным, наблюдателем и хронистом огромного отрезка нашей повседневной истории – от Сталина до Брежнева и Горбачева.